Абу Насыр Аль-Фараби

872 — 12 января 951

Аль-Фараби родился в 870 году в городе Фараб, расположенном на берегу реки Арысь, где ее воды вливаются в Сырдарью. Полное его имя аль-Фараби Абу Насыр Мухаммед ибн Узлаг ибн Тархан, то есть его отца звали Узлаг, а деда - Тархан; место его рождения - древний казахский город Отрар арабы называли Барфа, Фараб, отсюда его имя переводится как Абу Насыр из Фараба. Нынешнее местонахождение этого города - территория Шаульдерского района Южно-Казахстанской области.

Немецкие востоковеды называют Аль-Фараби великой, уникальной личностью. Ученый-энциклопедист, который жил в период расцвета эпохи Ренессанса, уже при жизни был признан как "Второй учитель" после Аристотеля. Естествознание Аль-Фараби изучал в Багдаде, Халебе (Алеппо). Его интересовали астрономия, логика, теория музыки, математика, этика, медицина, психология, право. Им написаны 160 трактатов по самым разным отраслям знаний.

Аль-Фараби побывал во всех городах, связанных с арабским халифатом, с исламом. Он любил жить подальше от дворцовой суеты, последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Шаме (Дамаске) под покровительством Сайф ад-Дауль Хамида, умер в возрасте 80 лет в городе Шам, похоронен по другую сторону от Малых ворот.

Изучив мир общих теоретических мыслей, предложил собственные философские концепции. Эти взгляды пришли в противоречие с устоявшимися общественными мнениями. В своих произведениях Аль-Фараби анализировал достижения арабской, персидской, греческой, индийской и турецкой культур, сумел найти у них общее. Это можно заметить и из его труда "Большая книга о музыке". Он пытался систематизировать науки своего времени, о чем свидетельствует трактат "О стыках наук".

Фараби мечтал просветить народ. Его кредо: человек, стремящийся к науке, должен быть достойным и хорошо воспитанным. Он должен начинать с изучения Корана и юридических наук, быть честным и правдивым, держаться подальше от интриг, лжи, хитростей; должен быть свободомыслящим человеком, опирающимся на основы права, использовать принципы шариата, не искажая их. Уверенный, что на основе политической этики и философии можно прийти к истинной гармонии, он сопоставляет добродетельный и невежественный города.

В его еще малоизученных произведениях "Афоризмы государственного деятеля", "Гражданская политика", "Достижение счастья" излагаются мысли о том, как достичь счастья и достойной жизни, о природе человека, об образованности и этическом совершенстве, о качествах настоящего правителя. По Фараби, счастье - абсолютное благо. Человеку свойственно думать, что жизнь состоит в приобретении денег, славы, удовлетворении других потребностей. Но для того, чтобы познать счастье, чтобы достичь его, постоянно двигаться к нему, надо много знать, как следует удовлетворить духовные потребности. Этого могут достичь только мудрецы.

В этической концепции Фараби основное место занимала добродетель. "В социально-этическом трактате" мыслитель считает, что добродетель, будучи основой, является частью материи. В "Большой книге о музыке" он исследовал проблемы музыки (от построения музыкальных звуков до взаимосвязи музыки и поэзии), всесторонне раскрывал положительные стороны музыки и ее воспитательное значение; анализировал степени одаренности человека в изучении различных жанров музыки.

Фараби считал, что интеллект - основа человечности; доказывал бессмысленность столкновений и войн между людьми. Поэтому достичь самого высшего блага, то есть счастья и мира на земле можно только через компромиссы. Он считал, что для того, чтобы достичь истинного счастья надо учиться и быть в постоянном поиске. В "Социально-этическом трактате" ученый пишет: "Пример может вызвать как дурные поступки, так и хорошие дела". В труде под названием "Книга о классификации и уточнении наук" Фараби завершает разделение средневековых наук. В этой книге различные отрасли наук разделены на самостоятельные разделы.

В заключении можно сказать, что произведения Аль-Фараби "Книга жителей добродетельных городов", "Постоянство движений вселенной", "Большая книга о музыке", "О стихотворении и словесном мастерстве", "Трактат о принципах стихотворного искусства", "Логика" и другие имеют в истории науки свое особое место.


Комментарии

Нет комментариев

 Туркестан

Добавлено Gotoman126 4 года назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки области

Шымкент (Материалов: 6)

Туркестан (Материалов: 3)

Сауран (Материалов: 1)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: LPS

1 комментарий | Автор: LPS

0 комментариев | Автор: iriska

0 комментариев | Автор: Adil__Ka