Народные умельцы

      1804 год, 6 февраля. Город Барнаул давно уже спит, только в одном из домов светятся окна. Берг-мейстер 8-го класса Петр Кузьмич Фролов, заложив руки за спину, задумчиво расхаживает по своему кабинету. Перед мысленным взором горного инженера живописные окрестности рек Иртыша и Бухтармы, красочные картины Алтайских гор, Зыряновский и Бухтарминские рудники, сказочно богатые золотом, серебром, свинцом…

      Молодого ученого волнует проблема перевозки руд с Зыряновского и Бухтарминских рудников.

      -Да, да, только так, - проговорил он, и подойдя к письменному столу, опустился в кресло, взял перо. Пододвинув лист бумаги, начал медленно писать: «Его превосходительству господину обер-берг гауптману 4-го класса Колывано-Воскресенских заводов начальнику и ордена святой Анны, старого класса кавалеру Василию Сергеевичу Чулкову от берг-мейстера 8-го класса Фролова».

      На секунду задумавшись, Петр Кузьмич вновь склонился над столом. Строчки ровными линиями ложились на бумагу.

      «Руды Зыряновского рудника с самого его открытия по сие время остаются на месте за изысканием выгодных способов перевозить оные. Состояние таможних лесов, как мне известно по вверению от Вашего превосходительства должности фарштмейстера, не может подать надежды к построению там выгодного завода. Сплошное простирание гор от обеих сторон Иртыша доказывает невозможность гужевой перевозки».

      Положив перо, Фролов встал, прошелся по кабинету и вновь начал писать: «Сколько существующие ныне около Бухтармы рудники, столько и то, что край сей, сделавшись недавно известным со стороны содержания металлов, подает поводом закрепить в распространении со временем там руд, а потому и необходимость заблаговременно помыслить о доставлении их в заводы.

      Самым удобным средством для перевозки руд могут послужить 9-ти – 11-тисаженные судна, приспособленные к бесперебойному ходу по реке Иртышу в любое время года, в большую и малую воду».

      16 февраля 1804 года рапорт Фролова поступил в канцелярию Колывано-Воскресенских заводов. К рапорту были приложены чертеж судна и ведомость о количестве припасов и расходов, потребных на построение одного девятисаженного судна, поднимающего 2000 пудов груза.

      Проект, предложенный П.К.Фроловым, был принят и одобрен горным начальством, одновременно ему было поручено произвести исследования Иртыша.

      В апреле 1804 года в Убинском и Шульбинском форпостах начали строить судно.

      Здесь с огромной силой проявилось замечательное мастерство, творческое дарование и смекалка простого мастерового, служителя Барнаульского завода, плотника Федора Тузовского и его товарища – Михаила Халдеева и Кирилла Кузнецова.

      Даже горное начальство Колывано-Воскресенских заводов отметило высокое мастерство и умение плотника Тузовского и проявленное при постройке судна «доброе его поведение и способности», почему учинить «прибавки жалования к получаемому до сего окладу 4 рубля на год» и расчет «производить по новому 24-рублевому в год окладу».

      Постройка и оснащение судна были закончены в первой половине июля 1804 года, а 14 июля П.К.Фролов отправился на нем в Бухтарминскую крепость. В пути «веден был промер глубине, измерение реки Иртыша и другие замечания, до описания в оной относящиеся».

      Судно поднималось вверх по Иртышу бичевою.

      Команда заводских служителей, отправившихся с П.К.Фроловым, пришлось преодолеть немало трудностей.

      Маловодье, шиверы и подводные камни препятствовали продвижению вперед.

      Плавание до форпоста Красноярского проходило довольно благополучно, но выше поселка быстрое течение дважды относило судно вниз, бичева не выдерживала большой нагрузки и при сильном напоре воды рвалась.

      Только на третий раз команде заводских служителей удалось преодолеть этот участок. Путь судна между поселками Красноярским и деревней Глубокое был не менее труден и пройден со значительным напряжением сил.

      Наиболее опасным местом, которое пришлось преодолеть команде судна, была «Прапорщикова шивера», находящаяся напротив деревни Прапорщиково, где течение достигло наибольшей скорости и судно неоднократно рисковало быть выброшенным на мель. Но благодаря ловкости, смекалке и находчивости простых заводских служителей судно миновало и эти препятствия.

      Первого августа судно достигло Усть-Каменогорской крепости, где остановилось для «заготовления харчевых припасов», а второго августа команда вновь отправилась в плавание.

      Плавание выше Усть-Каменогорска является самым интересным на Иртыше. Почти на всем протяжении от Усть-Каменогорской до Бухтарминской крепости река прорезает горы. По красоте берегов эти места сравниваются путешественниками «не без основания с лучшими местами по Рейну и Дунаю». Особенно живописны утесы Шарып-Калпакский, Семь братьев, Смоленский, Большенарымский и другие.

      20 августа судно благополучно прибыло в Бухтарминскую крепость.

      Исследование Иртыша, произведенное П.К.Фроловым, показало полную возможность и выгодность судоходства по реке.

      С осени 1804 года начинается ежегодное судоходство по Иртышу между пристанью Бухтарминской и Усть-Каменогорской, налаживается постоянная перевозка зыряновских и бухтарминских руд на Колывано-Воскресенские заводы.

      В 1805 году было сооружено одиннадцатисаженное судно, а в 1809 году на сплаве руд было уже четыре судна.

      За период с 1804 по 1812 годы перевезено с Бухтарминской до Усть-Каменогорской пристани 299 425 пудов руды, которая затем из Усть-Каменогорска доставлялась на Колывано-Воскресенские заводы на подводах.

      Сын известного русского изобретателя – самоучки мастера Колывано-Воскресенских заводов Кузьмы Фролова, Петр Кузьмич Фролов проделал огромную работу по изучению геологического строения берегов и промеру рек Ангоры, Иртыша, Чарыша, Алея, положил начало судоходству по Иртышу, составил карту реки, которой пользовались до половины XIX века.

Источник: С.Е.Черных. Начало положила крепость. Сборник статей, очерков. / Управление архивами Восточно-Казахстанской области, государственный архив Восточно-Казахстанской области; Сост. Л.П.Рифель. Усть-Каменогорск, 2004 - 67 с.


Комментарии

Нет комментариев

 Усть-Каменогорск

Добавлено Freddy651 10 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки области

Усть-Каменогорск (Материалов: 69)

Токтамыс (Материалов: 5)

Риддер (Материалов: 3)

Семей (Материалов: 3)

Зайсан (Материалов: 2)

Зыряновск (Материалов: 2)

Бескарагай (Материалов: 1)

Бородулиха (Материалов: 1)

Глубокое (Материалов: 1)

Усть-Таловка (Материалов: 1)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: Igor

0 комментариев | Автор: PetrPavl

0 комментариев | Автор: LPS

0 комментариев | Автор: PetrPavl

0 комментариев | Автор: Adil__Ka