Первые поселения

Краткие исторические сведения о возникновении села Церковное, описанные учителем истории Новомирской школы Мовчан В.Ф.

Начиная с 1905 г., в Павлодарской области образуется масса переселенческих посёлков. За один 1908 г. в области обосновались около 8000 русских переселенцев. Места на жительство крестьяне выбирали в равнинной правобережной части и на севере левобережья Иртыша. Но далеко не все переселенцы оседали в новых краях. Неудачный выбор земель для пашни, незнание особенностей местного климата и почв приводили к неурожаем и разорению.

Тем не менее, к 1910 г. на территории Павлодарской обл. числилось около 48 тыс. крестьян-переселенцев, а уже к 1917 г. было свыше 100 тыс. или 27 процентов от всего населения. Главную массу составляли русские и украинцы.

С переселением крестьян из Европейской России началось освоение плодородных степей. Земельные просторы позволяли вести залежную и паровую систему хозяйства. Сеяли в основном яровую пшеницу, просо, подсолнечник, бахчевые культуры. К 1917 г. общая посевная площадь на территории Павлодарского уезда достигла 256 тыс. десятин.

Кочевое скотоводство было главным занятием казахов, которое являлось для них единственным источником существования. Но к началу XX века около 40 тыс. десятин возделывались казахами, в посевах преобладали овёс и просо. Техника возделывания полей и уборка урожая была примитивной. Пахали сохой, жали серпом, молотили на току лошадьми или цепями, веяли лопатами на ветру. Наличие огромных степных площадей, пастбищ и сенокосов обеспечивало развитие животноводства, овцеводства и коневодства, которое у казахов было развито издавна.

Ближайшие зимовки в районе нашего села Церковное были: урочища Жаманбала, Даулен или Ундрус, Тасты т.е. Лесхоз и другие. Для кочевников скот составлял главное богатство. Он давал им мясо, жир, молоко, айран, кумыс. Из шкур шили вёдра для воды, верхнюю одежду, обувь. Шерсть шла на изготовления кошмы, от скота получали и топливо кизяк. Кроме того, у кочевников было развита охота на волков, лис и зайцев. Ранней весной кочевники оставляли зимовки и целыми аулами со стадами скота начинали передвигаться к летовкам - жайляу.

Шёл 1913 год. На лесостепных просторах нашего района уже были крестьянские поселения: Захаровка, Шошкалы, Павловка, Троицкое, Украинка. В селе Троицкое (сейчас Маркатай) переселенцы были из Белоруссии и центральной России. В селе была церковь и церковно-приходская школа. Переселенческий участок находился в селе Песчаное ныне Качирский район, который занимался подбором земель для поселения и изысканием питьевой воды, а так же рытьём колодцев.

Семья Горбачёва Ерофея приехала из Белоруссии, братья Константин и Герман Горбачёвы принимали участие в копке колодцев, но Герман Ерофеевич строил ещё для себя землянку. Ранней весной 1913 г. он первым поселился на новом месте с семьёй. В мае из Днепропетровской губернии приехали другие семьи: Кравченко, Лютого, Николаенко, Перетятько, Коломоец, Задорожного, Кривошеего, Церковного. Среди первых поселенцев был и Басов Лукьян с женой и детьми, дочерью Прасковьей и сыном Петром. Собравшись у колодца, решили по направлению господствующих ветров пропахать борозду и начать застройку улицы.

Строили в основном землянки. Жили крестьяне бедно одежда была из самотканного холста традиционной для украинцев, обувь носили из кусков сыромятной кожи, обтягивающей ступню назывались чирки, постолы вместо чулок носили онучи, летом из полос холста, зимой из домотканного сукна. Мебелью служили самодельные столы, лавки. Среди прибывших переселенцев Церковный Афанасий Яковлевич был богаче других. Он уже имел пару лошадей. Его то и послали в Песчаное зарегистрировать поселение. На сходе крестьяне предлагали назвать своё село в честь первого поселенца - Горбачёвкой. Но, при обсуждении большинство склонилось назвать Афанасьевкой, по имени старшего т.е. Церковного Афанасия. Но в Песчаном выяснилось, что село Афанасьевка в уезде уже есть и поэтому назвали наше село по фамилии то есть Церковное.

Не смотря на огромные степные просторы, крестьяне до революции ютились на маленьких клочках земли. Землю делили только на мужчин и детей мужского пола. Горе было той семье, в которой были одни дочери. Обработка земель велась в основном деревянным инвентарём, быками и лишь некоторые лошадьми. Урожаи собирали низкие, что часто завершалось голодовками. Тяжёлое положение жизни крестьян приводило к обострению классовой борьбы в аулах и крестьянских деревнях. Однако революционный подъём был временно прерван первой мировой войной. Массовая мобилизация мужского населения на фронт привела к упадку сельского хозяйства. Тяготы войны, голод, дороговизна дали толчок росту рабочего и крестьянского движения. С радостью встретили трудящиеся Казахстана победу Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году.

Статья взята из группы в Одноклассниках https://ok.ru/zerkownoe


Комментарии

Нет комментариев

 Церковное

Добавлено LPS 5 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки области

Экибастуз (Материалов: 16)

Комаровка (Материалов: 2)

Павлодар (Материалов: 1)

Ямышево (Материалов: 1)

Церковное (Материалов: 1)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: PetrPavl

0 комментариев | Автор: iriska

0 комментариев | Автор: akkant84

0 комментариев | Автор: oskemen

0 комментариев | Автор: iriska