Д. И. Менделеев и Экибастуз

Д. И. Менделеев и Экибастуз

Д. И. Менделеев придавал боль­шое значение роли Экибастузского угля в развитии уральской чер­ной металлургии.

Дмитрий Иванович Менделеев — великий русский ученый, создатель Периодической системы химических элементов, одного из основных законов естествознания. Он осуществил важные исследования в самых различных областях науки и техники. Ученому принадлежит идея «прямого получения железа и стали из руды, обходя чугун". Бесценным даром русского естествоиспытателя чело­вечеству являются идея подземной га­зификации угля (1888 г.), выдающиеся работы по химической переработке не­фти. Он занимался метрологией, воп­росами воздухоплавания, разработал состав и способ производства бездым­ного пороха, руководил (с 1893 г.) орга­низованной им Главной палатой мер и весов России (ныне Научно-исследо­вательский институт метрологии име­ни Д.И. Менделеева). Д. И. Менделеев писал, что ему пришлось принимать немало участие в судьбе трех дел: нефтяного, угольного и железорудного. Особое значение при­давал он каменноугольной промыш­ленности, подчеркивая, что: «… знать угольное богатство России следует каж­дому из нас, потому что это запас силы еще больший, чем военные резервы». Д. И. Менделеев занимался не только донецким и уральским углем, но и интересовался углем всех извест­ных в ту пору месторождений: сибир­ских, кавказских, казахских, подмос­ковных, среднеазиатских.

В 1888 г. Д. И. Менделеев три ме­сяца провел в Донбассе, в это время он побывал на многих шахтах. В результа­те детального анализа работ этих шахт, находящихся в ведении крупных пред­принимателей и акционерных обществ, он пришел к выводу о том, что «камен­ноугольные запасы, как и вообще иско­паемые, должны быть не частною, а об­щегосударственной собственностью...».

Поэтому летом 1899 г. по зданию Мини­стерства финансов России специальная государственная комиссия под руковод­ством Д. И. Менделеева более двух меся­цев занималась на предприятиях средне­го Урала изучением состояния черной металлургии с целью выработки практи­ческих мер по обеспечению подъема ее производственной мощности. В состав этой комиссии входили: профессор Санкт- Петербургского университета П. А. Земятчинский, помощник начальни­ка Морской научно-технической лабора­тории С. П. Вуколов и сотрудник Пала­ты мер и весов, профессор Санкт — Пе­тербургского университета К. Н. Егоров.

В то время Д. И. Менделеев совер­шил краткосрочную поездку в свой родной город Тобольск, где встретился с Омской судебной палатой и действительным статс — советником Николаем Карловичем Безе. На этой встрече Безе сообщает ему сведения об Экибастузских каменноугольных копях павлодарского купца, горнопромыш­ленника Артемия Ивановича Дерова. Об этой встрече Д.И. Менделеев пишет: «Возвратившись из музея (Тобольско­го — С. Д.), виделся с председателем Ом­ской судебной палаты господином Безе, только что приехавшим в Тобольск к открытию заседания Окружного суда… И эта случайная встреча дала мне много интересного для прямой цели поездки (в Экибастуз.- С.Д.), потому что госпо­дин Безе сообщил, случайно известные ему, полные данные о Экибастузских ка­менноугольных копях господина Деро­ва, лежащих в нескольких верстах на запад от Павлодара, отстоящего (по Ир­тышу — С. Д.) от Омска примерно на 250 верст. Там же кроме 50- саженного пла­ста угля нашлись: золото и серебро, руды железа и меди, а также соль». После этой встречи Д. И. Менделеев со специальным заданием направил в Экибастуз члена ко­миссии по обследованию Уральской железной промышленности, сотрудни­ка Петербургской Главной палаты мер и весов технолога, профессора Петербургского горного института Кон­стантина Николаевича Егорова для осмот­ра на месте залежей каменных углей и оп­ределения их пригодности для металлур­гических заводов Урала. По поводу поездки К. Н. Егорова в Экибастуз Д. И. Менделеев пишет, что «об этом (Экибастузе. — С. Д.) новом богатстве России много говорилось в конце 1898 г. и в начале текущего года (1899 г.- С. Д.) повсюду, где интересу­ется подобными делами, но нигде мне ничего положительного не удалось уз­нать, а потому я счел необходимым послать туда К. Н. Егорова, так как уз­нал, что там уже строят свою (частную) подъездную железную дорогу в расче­те доставлять уголь и кокс на Урал, и надо было, обсуждая будущее Урала, принять во внимание возможность уча­стия нового топлива в будущем разви­тии его железной промышленности».

При поездке К. Н. Егорова в Экибастуз его сопровождал секретарь гос­под уполномоченных от съезда горно­промышленников Урала Владимир Викторович Мамонтов. «… Главная цель Экибастузской поездки, — пишет К. Н. Егоров,- сводилась к ответу на вопрос, может ли Экибастуз дать достаточное количество кокса или коксу­ющегося каменного угля, по цене, близкой к существующей на Урале сто­имости угля древесного?».

4 августа 1899 г. Егоров вместе с Мамонтовым из Омска на пароходе «Пермяк» по Иртышу отправился в Павлодар. Егоров в своей записке «Поздка на Экибастузские каменноуголь­ные копи» пишет: «На другой день (7 августа,- С. Д.) мы, т.е. К. П. Михайлов (директор-распорядитель Воскресенс­кого горнопромышленного акционер­ного общества»,- С. Д.), В. В. Мамонтов и я, отправились в Экибастуз. Иртыш переехали на пароме; такие паромы снабжены обыкновенно гребными ко­лесами, приводимыми в движение си­лой лошадей… На другой стороне Ир­тыша… мы на двух тройках быстро доехали до Воскресенской пристани (ныне город Аксу.- С. Д.), находящейся в верстах 30-ти от Павлодара. Это — при­стань на Иртыше и, в то же время, ко­нечная станция железной дороги для Экибастузского угля». 8 авгус­та они по Воскресенской (так называ­лась железная дорога, построенная Деровым в 1899 г.) железной дороге при­езжают в Экибастуз. В Экибастузе К.Н. Егоров пробыл до 13 августа 1899 г. За это время он здесь осмотрел все дей­ствующие шахты (Старо-Владимирс­кую, Ново-Владимирскую, Воскресен­скую, Ольгинскую) и разрезы (Мариинский и Косумовский), медеплавиль­ный завод, Крещенский медный рудник (этот рудник сейчас остался под отва­лом №2 разреза «Северный») и сделал магнитные наблюдения. После ознакомления с отчетом Егорова об угольных копях Экибастуза Д. И. Менделеев писал: «Тридцати­саженная, т.е. в мире еще небывалая, толща экибастузских, 12-верстных (по длине залежи), открытых и разведан­ных господином Деровым пластов и образование им «Воскресенского гор­ного общества» для эксплуатации мес­тности, удостоверенные К.Н. Егоро­вым на месте, составляют одну из важ­ных новостей уральской железной про­мышленности, которую нельзя рас­сматривать в ее предстоящем развитии, не принимая во внимание указанного обстоятельства»

Отсюда видно, что великий хи­мик Д. И. Менделеев придавал большое значение роли экибастузского угля в развитии уральской черной металлур­гии. Далее, он в свой докладной запис­ке министру финансов России СЮ. Витте от 21 августа 1899 г., отмечая причину упадка металлургической промышленности Урала нехваткой твердого топлива, указывает о необхо­димости строительства железной доро­ги Омск — Тобольск — Пермь (через Тавды, Туры, Кушвы). «Для оживления всей уральской деятельности, — пишет он в этой докладной записке, — был бы, по-видимому полезен, так же, железно­дорожный путь, уже не раз намечав­шийся, от Омска через Кыштымский за­вод не на Казань, как предполагалось, а только до встречи с вышеуказанною дорогою, соединяющей магнитную гору с Пермью. Путь этот может принять много хлебных грузов, необходимых Уралу, свезет его продукты к Иртышу и через него можно доставить центру Ура­ла кокс из… экибастузских копей». Однако, царское правительство не проявило интереса к развитию экибастузского каменноугольного бассей­на и всячески задерживало расширение и укрепление экономических связей индустриального Урала с Казахстаном, возможно и по политическим мотивам. Тем не менее Д. И. Менделеев в своих сочинениях постоянно обращает вни­мание царских чиновников на значи­мость Экибастузского угля для разви­тия Уральской промышленности и од­новременно ставит уголь Экибастуза в один ряд с углем Донбасса и Кузбасса.

К примеру, можно привести от­дельные высказывания Д. И. Менделе­ева об экибастузском угле. Так, он пи­шет: «… почти ежегодно открывается миллиардные запасы каменных углей (например, у нас в Киргизской степи, около Экибастуза...) и их добыча еже­годно растет (в 1880 г. добывалось в мире около 350 млн. т,… а в 1900 г. получается 700 млн.т ...). В конце 90-х годов в Экибастузе- в степи, в 100 вер­стах от Иртыша нашли громадную за­лежь… Россия же, сравнительно со всем миром, производя 14 процентов пшени­цы, добывает только 2 процента камен­ного угля, и очевидно, что сюда, дол­жно быть преимущественно направле­но внимание России, если она желает занять подобающее ей место в промыш­ленном движении человечества. Воз­можность же для этого дана в природе нашей страны, потому что Донецкий и Кузнецкий бассейны предоставляют по своей обширности и по доброкаче­ственности и разнообразию своих ка­менных углей величайшее народное богатство ..., а бассейны-… Восточно­уральский (Егоршинский), Экибастузский (в Киргизской степи около Ирты­ша)… так богаты каменным углем, что могут соперничать с многими из запад­ноевропейских каменноугольных бас­сейнов». И в даль­нейшем Д.И. Менделеев не раз отме­чал благоприятные условия добывания Экибастузского угля и сравнительную дешевизну его перевозки к металлур­гическим заводам Урала. Так, в 1900 г. в Петербурге на совещании по уголь­ной промышленности он положитель­но охарактеризовал Экибастузский ка­менноугольный бассейн. На этом со­вещании он сказал о том, что «в этом месте среди киргизских (читай: казах­ских- С.Д.) степей может впоследствии возникнуть крупный промышленный центр»: На этом совещании Дмитрий Иванович указал на необычайное бо­гатство Экибастуза, которое может ока­зать огромное влияние на судьбу не только каменноугольной промышлен­ности в Сибири, но и на металлурги­ческую промышленность на Урале. Кроме того, он одной из настоятельных мер к поднятию и развитию Уральской горной промышленности считал соеди­нение рельсовым путём Экибастузских копей с Великой Сибирской магистра­лью. При этом следует сказать, что кре­дит на изыскание этого пути неоднок­ратно вносился в сметы начальником Сибирской железной дороги, но не получил необходимой санкции, в виду того, что на очереди стоял вопрос о постройке Оренбург- Ташкентской желез­ной дороги. По выступлению Д. И. Мен­делеева журнал «Уральское горное обо­зрение» в № 8 за 1900 г. писал: «Про­фессор Д.И. Менделеев ознакомил со­брание с новейшими данными о залежах каменного угля на западном берегу Ир­тыша к югу от Омска в так называемом Экибастузском месторождении. Запасы угля в этом ме­сте не менее 200 миллиардов пудов, при условии легкой добычи. Вся площадь залегания имеет 17-18 верст в длину и З-З,5 версты в ширину, по форме яй­цеобразное. В этом месторождении есть пласты коксующегося угля. Значение экибастузских залежей угля возрастает тем более, что здесь же по близости най­дено самосадочная соль и железная руда… В заключение совещание призна­ло желательным обратить на экибастузское месторождение самое серьезное внимание, в связи с вопросом о соеди­нении Экибастуза с Петропавловском». В 1900-1902 гг. о весьма важном значении для Сибири экибастузского угля и необходимости соединить Экибастуз непосредственно с Сибирской маги­стралью высказывались в России не толь­ко лица, близко знающие Сибирь и её нужды вообще и Воскресенские горно­промышленное дело в частности, как, например, тайный советник В. В. Максимов, директор — распорядитель Воскресен­ского общества, инженер К. Я. Михайловский, Омский вице-губернатор А. И. Дмитриев-Мамонов, но и государственные деятели: председатель Комитета Мини­стерств статс-секретарь С. Ю. Витте, с именем которого исторически связана постройка Великого Сибирского пути, министр путей сообщения князь М. И. Хилков, посетивший лично Экибастуз в 1896 г., а также управляющий Комите­том Сибирской железной дороги статс — секретарь А. Н. Кулаоин. С. Ю. Витте в своём докладе о поездке на Дальний Во­сток в 1902 г. подчеркнул, что в отноше­нии железнодорожных путей к линии Сибирской дороги, следует обратить осо­бое внимание на сооружение пути от Ташкента до Омска.

С другой стороны, в это время был проект об устройстве Алтайской желез­ной дороги по проекту князя М.И. Хилкова, для этого соединения Ташкента с Сибирской дорогой, по направлению Бар­наул и Верный. По этому проекту дорога минует Экибастуз, имея целью обслужи­вать Семиречье и Алтай. Но вместе Госу­дарственное значение Экибастуза заста­вило в то же время князя М.И. Хилкова выдвинуть вопрос о необходимости со­оружения особой специальной железно­дорожной ветки от Экибастуза до Петро­павловска, о чём ранее неоднократно возбуждали ходатайства Управление Сибирской железной дороги и заводовладельцы Урала. Из изложенного явству­ет, что как люди науки, так и практики, как государственные деятели, так и част­ные лица придавали огромное значение горнозаводскому делу Экибастуза в раз­витии и процветании Сибирской и Уральской промышленности.

В 1901-1903гг. учредитель Вос­кресенского горнопромышленного ак­ционерного общества А. И. Деров ост­ро нуждается в деньгах. Чрезвычайно тяжелое финансовое положение заставило его с помощью своего киевского компаньона Л. И. Бродского созвать в Санкт-Петербурге 20 октября 1903 г. частное совещание по делам Воскре­сенского горнопромышленного обще­ства с целью убеждения царских чи­новников в целесообразности про­мышленного развития добычи экибастузского угля и тем самым добиться получения ссуды из Государственно­го банка России в размере 2 млн. руб. В этом совещании приняли уча­стие: заслуженный профессор России Д. И. Менделеев, тайный советник В. И. Ковалевский, инспектор Главной палаты мер и весов К. Н. Егоров, ком­мерции советник Л. И. Бродский, А. И. Деров, тайный советник В. В. Макси­мов, действительный статский совет­ник А. И. Дмитриев-Мамонтов, барон Г. О. Гинцбург, инженеры Министер­ства путей сообщений П. В. Березин, А. Ф. Здзярский, член от Министерства финансов Н. Д. Былим-Колосовский, товарищ директор Санкт-Петербургс­кого частного коммерческого банка Г. Г. фон-Лерхе, горный инженер Л. Ф. Грауман, инженер Управления желез­ных дорог Г. С. Радзиовский, присяж­ный поверенный М. И. Шефтель, ин­женер П. К. Броуд, секретарь Воскре­сенского горнопромышленного обще­ства И. П. Кельберин, По открытии совещания и по просьбе Л. И. Бродско­го В. И. Ковалевский принял на себя руководство прениями. Затем Л. И. Бродский выразил благодарность со­бравшимся за их участие в совещании по делу Воскресенского горнопро­мышленного общества, как от своего имени, так и от имени причастных к нему лиц, указав, что предприятия это, имеет не только крупное значение для них, но и, по отзывам компетентных лиц, оно признается делом государ­ственной важности. Вследствие этого и в виду весьма затруднительного поло­жения дела и отсутствия, средств для его дальнейшего ведения и развития, представляется весьма желательным и полезным обсудить это дело с точки зрения частного предприятия, но еще более с точки зрения общегосударственных интересов.

На совещании, перед обсуждени­ем рассматриваемого вопроса, Дмитри­ев-Мамонтов прочитал записку о пред­приятиях Воскресенского горнопро­мышленного общества, поданную Бродским, министру финансов России и другим государственным сановни­кам. Состояла она из трех частей. В первой давалось описание каменноу­гольных копей, медных, серебросвин­цовых и железных рудников, Воскре­сенского медного завода, Воскресенс­кой железной дороги и Воскресенской пристани на берегу реки Иртыш. Во второй части указывалось на экономи­ческое значение предприятий общества для Сибири и Урала по компетентным отзывам государственных людей и ча­стных лиц, горных инженеров, русских и иностранных. В третьей части опи­сывается финансовое положение гор­нозаводского дела общества. В заклю­чение, в записке сделаны следующие выводы: «Развитие Воскресенского дела, облегчение деятельности Воскре­сенского общества имеет весьма важное значение в государственном, экономи­ческом и финансовом отношениях. Государственное значение этого дела усматривается из того, что оно мо­жет давать в изобилии и выдающихся качеств те металлы, в которых особен­но нуждается отечественная промыш­ленность, а именно медь и свинец, и, кроме того, может дать в изобилии ка­менный уголь, столь необходимый для Великого Сибирского пути.

Экономическое значение Воскре­сенского дела выразится в том оживлении, которое оно внесет в русскую металлур­гическую промышленность и в то же вре­мя поднимет благосостояние Урала и Степного края (Казахстана — С. Д. ). Нако­нец, финансовое значение Воскресенско­го дела усматривается из того, что, по всем авторитетным отзывам, в недрах Воскре­сенских владений лежать неисчерпаемые богатства которые при разработке могут поднять благосостояние всей Сибири».

Затем Дмитриев-Мамонтов сде­лал сообщение о значении каменного угля Экибастузских копей в хозяйстве Сибирской железной дороги и в общей экономии Западно-Сибирской окраи­ны, Степного края и Урала.

В своем сообщении Дмитриев-Мамонтов подчеркнул, что одним из поставщиков по снабжению углем за­падного участка Сибирской железной дороги от Челябинска до Омска явля­ется Анжерская и Судженская копи для восточной части этого участка и Ураль­ские копи для западной. Но в виду того, что провоз большого количества угля от этих копей на запад на большие рас­стояния оказывается невыгодно на эксплуатации железной дороги, а уголь с Урала, пробегая по Пермской железной дорогой почти такое же рассто­яние, обходится в Челябинске несколь­ко более 13 коп. за пуд, то уголь Экибастуза был бы предпочтительнее для западного участка дороги.

После выступления Димтриева- Мамонтова участники совещания присту­пили к обсуждению первого вопроса: яв­ляется ли Воскресенские предприятие (в Экибастузе — С. Д. ) в действительности таким выгодным для потребности Сибир­ской железной дороги и Уральских заво­дов (по добыче каменного угля и кокса)?

Обсуждая этот вопрос Максимов в частности отметил, что на всем простран­стве Российской империи нет области, ко­торая имела бы более богатые природные данные для развития металлургической промышленности, чем часть Казахской степи, в которых находится владение Вос­кресенского общества. Ископаемые богат­ства края на севере открываются Экибастузским каменноугольным бассейном, за ним к югу идут месторождения меди. Вся степь к югу от Экибастуза до самого Бал­хаша имеет весьма богатые рудные зале­жи меди. Из числа заявленных в районе Казахской степи медных месторождений Воскресенскому обществу принадлежит до 200. Среди разбросанных медных мес­торождений, обнаружено несколько де­сятков месторождений каменноугольных, из которых, кроме Экибастузских копей, обращает на себя внимание вполне разве­данное месторождение Куу-Чеку. Здесь же заявлены десятки железорудных место­рождений, из которых выделяются колос­сальные выходы на поверхность земли, всего в 70 км от Куу-Чекинских копей, в виду двух гор- Тогай и Кен-Тюбе, идеаль­ных руд, с содержанием до 70% чистого железа Южнее Каркаралинска, среди бес­численного множества медных месторож­дений, имеются богатейшие залежи серебро-свинцовых руд, из которых самые из­вестные — Гульшат на берегу озера Балха­ша, где Деров выстроил недействующий ныне плавильный завод. Таким образом, здесь имеются все данные для широкого развития металлургической промышлен­ности Сибири и Урала, с огромным об­щегосударственным значением.

В своем выступлении тайный со­ветник Максимов указал на то, что в Экибастузе имеются много сортов ка­менного угля отличного качества. В дополнение к этому, участникам сове­щания было сообщено письменное мне­ние инженера Министерства путей со­общения В.М. Павловского, в котором говорится о высоком качестве Экибастузского угля и его важности для Си­бирской железной дороги, поскольку дрова, используемые для нужд желез­ной дороги, истощаются и дорожают. Поэтому при обсуждении вопроса о топливе для Сибирской железной до­роги речь может идти только об угле.

Ковалевский, резюмируя сообще­ния об экибастузском угле, сказал, «что в Экибастузе есть и спекающийся уголь. Что касается запасов угля, то это уже известно многим исследователям, в том числе присутствующему в заседании уважаемому Д.И. Менделееву. Остает­ся еще ответить на вопрос -может ли Экибастузский уголь коксоваться». Мак­симов указал, что коксуемость экибастузского угля доподлинно удостовере­на директором Воскресенского обще­ства К. П. Михайловым, который послал на пробу в Нижний Тагильский завод Экибастузский уголь, и результат анали­зов оказался удовлетворительным. К этому Деров прибавил, что это удостоверено было и на VII съезде Ураль­ских горнопромышленников в 1899 г. Бродский заявил, что Нижний Тагильс­кий завод уведомил его, что результаты анализов по коксованию, присланного в 1901 г. экибастузского угля следующие кокса 65%, мусора 20%, золы 15%, кокс плотный, слабозернистый. Д.И. Менделеев подтвердил, что он, также, слышал о коксующемся угле и просил прислать ему образцы такого угля. Несмотря на эти доводы, Былим-Колосовский сказал, что Урал не смо­жет переработать в первое время, боль­шое количество Экибастузского кокса, ибо для этого необходимо, чтобы уральские заводы применили некото­рые новые технические приемы.

Д.И. Менделеев, возражая на это, сказал, что «это не важно, что это все дело новых капиталов и что коксово­му делу суждено будет получить гро­мадную будущность. Повторяю, что виды на будущее блестящи. К тому вре­мени, когда Китай проснется, разовь­ется чрезвычайное требование экибастузского угля и кокса. А пока разработ­ка этих продуктов весьма ценна».

Затем Ковалевский предлагает пе­рейти к рассмотрению медного дела, подчеркивая, что оно в России имеет особую важность и большую будущ­ность. Инженер Грауман по поводу медного дела сказал: «Кроме получения меди посредством плавки, Казахская степь представляет большое поле для по­лучения меди мокрым путем: именно в степи масса бедных руд, содержащих в среднем 4 % меди. Руды эти, по своим свойствам, как нельзя более пригодны для получения меди мокрым способом. Целые холмы сложены из таких 4% руд, и пуд меди в руде обходится не свыше 2 руб. Вряд ли, где-либо имеется такой дешевый материал для получения меди в столь значительном количестве, как в Киргизской степи». Также, он обратил внимание на то, что кварциты заключа­ют в себе миллионы пудов меди.

По этому поводу Д.И. Менделеев подчеркнул, что «убогой руды в Рос­сии… очень много, и что Воскресенс­кому обществу, нет нужды выставлять присутствие таких убогих руд, как осо­бое преимущество Экибастузского ме­сторождения, тем более, что там име­ются руды с большим содержанием меди». Далее, тайный советник Макси­мов указал на большую важность свин­цового дела, в виду недостаточной до­бычи свинца в России. Ковалевский в своем выступлении, подтвердив необ­ходимость развития свинцового произ­водства в Казахской степи, заключил, что минеральное месторождение Вос­кресенского общества представляет со­бой одно из богатейших месторожде­ний, не только в России, но, быть мо­жет, и во всем мире. В результате обме­на мнениями по этому вопросу совеща­ние приняло следующую резолюцию: Воскресенские предприятие имеет большое значение для всего государ­ства, преимущественно, по добыче меди, угля, свинца и пр., и, в частно­сти для громадного района — Сибири и Урала — по добыче каменного угля и кокса. Затем участники совещания на повестку дня поставили второй воп­рос: В чем именно выражаются те вы­годы, какие Воскресенские предприя­тие способно предоставить, при разви­тии своей деятельности общегосудар­ственным интересам, Западно-Сибир­ской окраине, Степному краю, Сибир­ской железной дороге и горнозаводс­кой деятельности Урала? Выступая по этому вопросу, тайный советник Мак­симов прежде всего, особо, отметил что раньше всего широко разовьется деятельность самого Воскресенского общества в пределах его огромной тер­ритории. Далее, он сказал: «Что кроме принадлежащих Воскресенскому обще­ству богатейших угольных, серебро — свинцовых и медных месторождений, по западному и частью северному берегу Балхаша найдется еще множе­ство других, не менее богатых место­рождений. По крайней мере, все при­легающие долины покрыты остатками горных работ доисторических наро­дов, что представляет собой лучший и безошибочный признак рудного богат­ства страны. Само озеро Балхаш, вели­чиной почти равное Финскому заливу, глубоко и вполне удобно для судоход­ства. Западный и северный берега воз­вышены и повсюду имеют удобные причальные пункты. С востока в озе­ро впадает судоходная, на несколько сто верст, до китайского города Кульджи река Или, которая проходит по богатому Кульджинскому краю и на­шему Семиречью, буквально не знаю­щему, куда девать избытки своего хлеба.

Если горная промышленность на Балхаше, до сего времени не развива­лось, то только потому, что не находи­лось топлива. А.И. Деров, например, плавил руду на Гульшате на кустарни­ках. Теперь же близ озера найдены бо­гаты угольные месторождения, и это открывает блестящую будущность края, где теперь нет ни одного оседло­го жилья, ни одной лодки. Уголь по озеру можно доставлять к рудникам; по реке Или придут к ним хлеб и рабочие из Семиречья и Кульджи. Появятся на озере судоходство, и край оживет, бу­дет призван к широкой жизни». К это­му Максимов прибавил, что в приозер­ных долинах найдется немало мест, пригодных для земледелия и для посе­лений. То же самое, он сказал и обо всем крае к югу от Экибастуза, кото­рый способен принять большое коли­чество оседлого населения, если дать ему материальную поддержку и воз­можность заработать на горных пред­приятиях. «Не только район Балхаша — сказал он- но и весь край оставался мер­твым главным образом из-за отсут­ствия леса. В Киргизской степи леса нет совершенно, если не считать некото­рых зарослей осины и тополя в доли­ны Иртыша до Баян- Аульской лесной дачи. Единственное топливо, во всем крае- солома и навоз-кизяк. Поэтому, здесь не только заниматься промышлен­ностью, но и жить очень трудно. Насе­ление живет, в основном, в долине Иртыша и, вместе с пароходством, уничтожает последние остатки древес­ных зарослей речной долины; в степь же идти не решается, о промыслах же оно и думать не могло. При таких условиях, по­явление в долине судоходного на не­сколько тысяч верст Иртыша Воскресен­ского (экибастузского.- С.Д.) угля было в полном смысле слова эпохой для края и должно в ближайшем уже будущем пре­образовать всю его физиономию. Теперь только и стали возможны и металлургия, и паровые мельницы и правильное пароходство Уже в первом году, например, в Семипалатинске было построено три огромных паровых мельницы, и отсюда стала вывозится мука, тогда как раньше ее привозили с Урала. К сожалению, Воскресенское дело приостановило свою деятельность, но это ничуть не умаляет того огром­ного значения, которое должно полу­чить развитие здесь металлургической промышленности в должных разме­рах». Тайный советник Ковалевский, резюмируя высказанные по второму вопросу соображения, вывел заключе­ние, что Воскресенские горнопромыш­ленное предприятие, при достаточном развитии своей деятельности, принесет неисчерпаемые выгоды:

  1. Государству, давая в изоби­лии и выдающихся качеств те металлы, в которых особенно нуждается отече­ственная промышленность.
  2. Западно-Сибирской окраине и Степному краю, внося оживление во все отрасли промышленной и сельско­хозяйственной жизни.
  3. Сибирской железной дороге и Уралу, доставляя им в необходимом количестве каменный уголь и кокс, по сравнительно дешевой цене, и новые товары для провоза. Затем ставится третий вопрос: яв­ляется ли Воскресенское предприятие делом прочным и выгодным для част­ной коммерческой его эксплуатации, при каких именно условиях и в чем именно могут заключаться это выгоды?

По обсуждении этого вопроса совещание пришло к заключению, что Воскресенское предприятие является безусловно делом прочным и выгод­ным для частной коммерческой его эк­сплуатации при наличности достаточ­ных оборотных средств и расширении основного капитала, результатом это­го особенно при рельсовом пути, явит­ся расширение предприятия и удешев­ление производства, что, в свою оче­редь, повлечет за собою увеличение доходности всего предприятия.

Из этого возникает четвертый вопрос: Если Воскресенское предпри­ятие признается делом государствен­ной важности и выгодным для эксплу­атации, то, при настоящем стесненном положении Воскресенского горнопро­мышленного общества, истратившего на принадлежащее ему предприятие свыше 5 млн. руб., в какой именно фор­ме могло бы быть выдано этому обще­ству правительственное восполнение от государственного банка и Комитета Сибирской железной дороги, для поддер­жания и развития Воскресенского пред­приятия? Бродский сообщил совещанию, что им и Деровым возбуждены ходатай­ства перед министром финансов об ока­зании обществу восполнения (ссуды) из сумм государственного банка. Главным мотивом ходатайства было желание вы­полнить договор, заключенный обще­ством с Управлением железных дорог на поставку Сибирской железной дороге 23,5 млн. пудов каменного угля. Но ми­нистр финансов, не отрицая значения Воскресенского предприятия, указал, что для удовлетворения ходатайства воспол­нения обществу должно быть предъявле­но заинтересованным ведомствам, а именно Министерству путей сообщения, соответствующее мотивированное хода­тайство. Вследствие этого, возникает не­обходимость просить министра путей сообщения о выяснении для Министер­ства финансов значения Экибастузских каменноугольных копей для нужд Си­бирской железной дороги.

В то же время, на совещании вы­ясняется определенное затруднение с выдачей промышленной ссуды из сумм государственного банка согласно тре­бованию его устава. По вопросу относительно суще­ствующего порядка выдачи ссуд из государственного банка фон-Лерхе сказал, что по уставу государственного банка про­мышленные ссуды выдаются исключи­тельно на усиление оборотных средств промышленных предприятий, имею­щих особое значение, притом не свы­ше 500 тыс. руб. каждому, под залог' недвижимого имущества или под впол­не удовлетворяющее банк поручитель­ство. Однако, Воскресенское горнопро­мышленное общество хочет получить ссуду не на оборотные средства, а на оборудование и развитие производства, а еще испрашиваемая ссуда значительно превышает установленный уставом банка лимит, и кроме того, общество Дерова не имеет надлежащего актива, который оно могло бы передать банку под залог ссуды, так как единственное представляющее серьезный залог имущество, а именно Воскресенское же­лезная дорога, уже заложено Министер­ству путей сообщения. Несмотря на это, выступающие по четвертому вопросу фон-Лерхе, Бродский, Ковалевский, Шефтель и Радзиовский, подчеркивая государ­ственное значение экибастузского горно­заводского дела, приходят к общему уве­ренному мнению, что государственный банк может отнестись к Воскресенскому обществу Дерова сочувственно. Поэтому совещание признало, что Воскресенскому обществу следует, зару­чившись поддержкой Министерства путей сообщения и Комитета Сибирской желез­ной дороги, ходатайствовать перед Мини­стерством финансов о выдаче ссуды вне общих правил, в чрезвычайном порядке.

Затем участники совещания переходят к рассмотрению пятого вопроса Если Вос­кресенскому горнопромышленному обще­ству будет выдана ссуда, то какие именно мероприятия должно предпринять это обще­ство для правильной и выгодной постанов­ки дела, а также для эксплуатации медных, серебросвинцовых, и других рудных место­рождений и каменноугольных копей? При обсуждении этого вопроса выяснилось, что, в случае получения пра­вительственной помощи, деятельность общества должна быть направлена к вы­работке в первый год 15 млн. пудов ка­менного угля и 60 тыс. пудов меди. Что касается производства угля и меди в упомянутом размере, то, по сделанно­му подробному подсчету, для этого понадобится 1,5 млн. руб. Кроме того, необходимо еще 0,5 млн. руб., отчасти для уплаты мелким кредиторам, отчас­ти для пополнения инвентаря.

Фон-Лерхе добавил, что в случае принципиального согласия Министер­ства финансов на выдачу ссуды, на Экибастузские копи будут командиро­ваны эксперты для осмотра и провер­ки предприятия на месте.

Горный инженер Грауман предпо­ложил, что в первую очередь надо раз­вить добычу угля, имея ввиду, что в Ка­захской степи для разработки медного дела, кроме угля из отдаленной копи Ка­раганды, не имеется другого топлива.- Тайный советник Ковалевский уведо­мил участников совещания о том, что по его подсчету Воскресенское общество может получить чистой прибыли: при добыче 15 млн. пудов угля- 300 тыс. руб., выплавке 60 тыс. пудов меди- 300 тыс. руб., которые составляет 12% от затрачен­ного, до настоящего времени, капитала.

По обсуждению пятого вопроса совещание признало целесообразным, в случае получения Воскресенским об­ществом правительственной ссуды в размере 2 млн. руб., ограничится годич­ным производством 15 млн. пудов угля и 60 тыс. пудов меди; из означенной суммы 0,5 млн. руб. употребить на пога­шение мелких долгов, расчет с рабочими и служащими, а также на пополнение ин­вентаря; эксплуатацию же серебросвинцо­вых и других рудных месторождений, рав­но как и расширение добычи меди, отло­жить до приискания новых средств.

Определившись с основным на­правлением работ Воскресенского обще­ства, участники совещания переходят к рассмотрению шестого вопроса, заключа­ющегося в том, что из-за необходимости доставки каменного угля по течению реки Иртыш от Воскресенской пристани до города Омска, вследствие периодических мелководий, признается необходимым проведение соединяющей железнодорож­ной ветки от Экибастузских копей к од­ной из станций Сибирской железной до­роги (между городами Омском и Петро­павловском) для перевозки угля, для на­добностей железной дороги, и кокса, для потребностей Уральских заводов.

В связи с постановкой этой задачи участники совещания ищут ответы на та­кие вопросы: Какое направление должно быть избрано для такой железной дороги? Сколько могло бы стоить сооруже­ние такой дороги упрощенного типа?

На какие средства, т.е. казны или частных обществ и компаний должна строиться эта дорога? Какие льготные условия могли бы быть предоставлены этой дороге при сооружении (со сторо­ны правительственных финансовых учреждений и со стороны Сибирской железной дороги)? Какое количество частных гру­зов, по местным условиям, можно пе­ревести по этой дороге, кроме угля, кокса, медной и свинцовой руды, т. е. грузов, предоставляемых предприяти­ем Воскресенского общества? На совещании было сообщено мне­ние начальника Сибирской железной дороги В.М. Павловского о том, что по реке Иртыш не всегда возможно исправ­но выполнять перевозки большого коли­чества угля с Воскресенской пристани до Омска, вследствие частых обмелений и образования перекатов, что собственно, и послужило главным основанием для ходатайство в 1902 г. Управления Сибир­ской желез


Комментарии

Нет комментариев

 Экибастуз

Добавлено MaksatApple 9 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки области

Экибастуз (Материалов: 16)

Комаровка (Материалов: 2)

Павлодар (Материалов: 1)

Ямышево (Материалов: 1)

Церковное (Материалов: 1)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: Igor

0 комментариев | Автор: oskemen

0 комментариев | Автор: Gotoman126