Первый поезд

Первый поезд

Жители дореволюционного Усть-Каменогорска поддерживали связи с окружающим миром с помощью гужевого и водного транспорта. Грузы по суши перевозились на лошадях и верблюдах, по воде – на баркасах, пароходах и баржах.

      В 1915 году акционеры во главе с английским капиталистом Лесли Урквартом, стремясь увеличить добычу руды на Риддерском руднике, приступили к строительству узкоколейной железной дороги протяженностью с подъездными путями в 115 верст. Здесь было занято около 2000 человек. 27 мая 1917 года из Усть-Каменогорска отбыл первый поезд.

      Победа Советской власти положила конец владычеству английского капитала на восточноказахстанской земле. В начале двадцатых годов под руководством посланца В.И.Ленина Рудольфа Дреймана в Риддере развертывается строительство крупнейшего в нашей стране горно-металлургического комбината. Вслед за ним возводятся полиметаллические предприятия в Глубоком, Зыряновске и Белоусовке.

      Однако из-за оторванности от крупных индустриальных центров страны и плохой связи горнорудные предприятия работали с перебоями. Затягивалось строительство Ульбинской ГЭС, которая должна была удовлетворить нужды развивающейся горнорудной промышленности в электроэнергии.

      Поэтому Советское правительство приняло постановление о строительстве железной дороги Рубцовск – Риддер. Летом 1934 года начался штурм трассы на отрезке Рубцовск – Шемонаиха: проводились земляные работы и укладка путей, возводились железнодорожные мосты через реки, овраги и ручьи, прокладывались станционные пути, сооружались железнодорожные станции, жилые дома, клубы, столовые и общежития. На строительстве дороги было занято свыше пяти тысяч человек, три экскаватора, 15 тракторов, 20 грузовых автомашин, шесть паровозов и 200 вагонов, 93 вагонетки, 5 тепловозов. По современным масштабам это немного, но люди, охваченные энтузиазмом, горячо взялись за дело. Развернулось социалистическое соревнование и ударничество.

      31 августа 1935 года в Шемонаиху пришел первый пассажирский поезд, а 30 декабря сквозным путем пришли первые эшелоны с грузом в Усть-Каменогорск. Рудный Алтай получил путь, по которому нескончаемым потоком пошли руда, кокс, строительные материалы, оборудование.

      Но строительство железной дороги продолжалось. День празднования двадцатой годовщины Великого Октября – 7 ноября 1937 года – стал днем рождения новой магистрали Рубцовка – Риддер. Она открыла широкие перспективы для промышленного развития Рудного Алтая.

Источник: С.Е.Черных. Начало положила крепость. Сборник статей, очерков. / Управление архивами Восточно-Казахстанской области, государственный архив Восточно-Казахстанской области; Сост. Л.П.Рифель. Усть-Каменогорск, 2004 - 67 с.


Комментарии

Нет комментариев

 Усть-Каменогорск

Добавлено Freddy651 11 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки области

Усть-Каменогорск (Материалов: 69)

Токтамыс (Материалов: 5)

Риддер (Материалов: 3)

Семей (Материалов: 3)

Зайсан (Материалов: 2)

Зыряновск (Материалов: 2)

Бескарагай (Материалов: 1)

Бородулиха (Материалов: 1)

Глубокое (Материалов: 1)

Усть-Таловка (Материалов: 1)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: Freddy651

0 комментариев | Автор: oskemen

0 комментариев | Автор: Igor

0 комментариев | Автор: iriska

0 комментариев | Автор: Gotoman126