Первый поезд
Жители дореволюционного Усть-Каменогорска поддерживали связи с окружающим миром с помощью гужевого и водного транспорта. Грузы по суши перевозились на лошадях и верблюдах, по воде – на баркасах, пароходах и баржах.
В 1915 году акционеры во главе с английским капиталистом Лесли Урквартом, стремясь увеличить добычу руды на Риддерском руднике, приступили к строительству узкоколейной железной дороги протяженностью с подъездными путями в 115 верст. Здесь было занято около 2000 человек. 27 мая 1917 года из Усть-Каменогорска отбыл первый поезд.
Победа Советской власти положила конец владычеству английского капитала на восточноказахстанской земле. В начале двадцатых годов под руководством посланца В.И.Ленина Рудольфа Дреймана в Риддере развертывается строительство крупнейшего в нашей стране горно-металлургического комбината. Вслед за ним возводятся полиметаллические предприятия в Глубоком, Зыряновске и Белоусовке.
Однако из-за оторванности от крупных индустриальных центров страны и плохой связи горнорудные предприятия работали с перебоями. Затягивалось строительство Ульбинской ГЭС, которая должна была удовлетворить нужды развивающейся горнорудной промышленности в электроэнергии.
Поэтому Советское правительство приняло постановление о строительстве железной дороги Рубцовск – Риддер. Летом 1934 года начался штурм трассы на отрезке Рубцовск – Шемонаиха: проводились земляные работы и укладка путей, возводились железнодорожные мосты через реки, овраги и ручьи, прокладывались станционные пути, сооружались железнодорожные станции, жилые дома, клубы, столовые и общежития. На строительстве дороги было занято свыше пяти тысяч человек, три экскаватора, 15 тракторов, 20 грузовых автомашин, шесть паровозов и 200 вагонов, 93 вагонетки, 5 тепловозов. По современным масштабам это немного, но люди, охваченные энтузиазмом, горячо взялись за дело. Развернулось социалистическое соревнование и ударничество.
31 августа 1935 года в Шемонаиху пришел первый пассажирский поезд, а 30 декабря сквозным путем пришли первые эшелоны с грузом в Усть-Каменогорск. Рудный Алтай получил путь, по которому нескончаемым потоком пошли руда, кокс, строительные материалы, оборудование.
Но строительство железной дороги продолжалось. День празднования двадцатой годовщины Великого Октября – 7 ноября 1937 года – стал днем рождения новой магистрали Рубцовка – Риддер. Она открыла широкие перспективы для промышленного развития Рудного Алтая.
Источник: С.Е.Черных. Начало положила крепость. Сборник статей, очерков. / Управление архивами Восточно-Казахстанской области, государственный архив Восточно-Казахстанской области; Сост. Л.П.Рифель. Усть-Каменогорск, 2004 - 67 с.
Комментарии
Нет комментариев
Усть-Каменогорск
Добавлено Freddy651 11 лет назад
Посмотреть на карте
Популярные точки области
Усть-Каменогорск (Материалов: 69)
Токтамыс (Материалов: 5)
Риддер (Материалов: 3)
Семей (Материалов: 3)
Зайсан (Материалов: 2)
Зыряновск (Материалов: 2)
Бескарагай (Материалов: 1)
Бородулиха (Материалов: 1)
Глубокое (Материалов: 1)
Усть-Таловка (Материалов: 1)